Adelana аватар

Японская система воспитания vs наши реалии

Формулировки - чужие, но мысли мои почти полностью с ними совпадают. Желание подумать на эту тему возникло после недавних размышлений Перламуть. Ввиду актуальности проблемы.

Короткая байка для начала.

Автобус, сидит женщина с ребенком. Рядом с ней – девушка в светлом пальто, над ними нависает паренек панковатого вида с пустыми глазами и жвачкой во рту.

Ребенок нечаянно проводит ботиночками по светлому пальто девушки, мамаша не реагирует. Девушка вздыхает, мол, дите ведь, нечаянно. Ребенок начинает бурно двигаться, и еще пару полосок остается на пальто. Девушка молчит. На третий или четвертый раз не выдерживает и просит женщину ограничить бурную деятельность малыша, на что получает высокомерный ответ: "Знаете, милочка, мы своего ребенка воспитываем современными прогрессивными методами, до пяти лет – никаких запретов! Хочется ему сейчас двигаться – пусть!".
Оживляется парень, внимательно слушает все это дело, потом радостно достает изо рта жвачку и смачно прилепляет ее на лоб мамаше. Немая сцена, у мамаши нет слов от ярости и возмущения, а парниша так невозмутимо: "Меня так и воспитывали, видите, какое гавно выросло?"

Эта вот баечка очень хорошо рассказывает о смысле воспитания детей по так называемой японской системе. Если совсем уж вкратце, то смысл этой системы вот в чем. До пяти лет ребенку позволено действительно практически всё. А после пяти ребенок узнает, что такое запреты и ограничения. Считается, что из ребенка, воспитанного по данной системе, вырастает дисциплинированный член общества.

Многие родители (даже по моему скромному пятилетнему педагогическому стажу) рассуждают очень похожим образом. Дескать, замечания делать – недопустимо, ребенок ограничивается в свободе принятия решений. Воспитание обязано быть свободным, тогда из него будет какой-то толк. Да и одно время «японская культура» стала практически мемом педагогики. На самом же деле, как ни огорчительно, но происходит все по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Данная система весьма тесно связана с культурным контекстом, не учитывать влияния которого – допускать первую серьезнейшую ошибку. Действительно, детям там практически не говорят слова «Нет, нельзя». Однако вместо данного слова существует его воспитательный аналог – «плохо» \ «опасно» \ «грязно». За некорректное действие его предпочитают не наказывать (ага, помните: «марш в угол немедленно и не выходи оттуда! Пока не извинишься за свое поведение, так и будешь там стоять! И гулять тоже не идешь!»).

А вот после того, как ребенок идет в школу, он учится на собственном примере постижению тамошних правил. Только правила эти не обрушивают сразу на голову малыша одним снежным комом, а вводятся постепенно, для лучшей адаптации. Плюс к тому, никто не отменял систему поощрений за положительные поступки (а не наказаний – за негативные). А что – за негативные? Коррекция поведения по типу «Ты сможешь, если захочешь, исправиться». Да-да, знаменитые таблички на стоянках перед школой: «Так хорошие дети велосипеды не ставят».

Что получают на выходе? Дисциплинированного человека, который не совершает плохих поступков не потому, что его накажут, а потому, что это – постыдно. Потерять лицо, утратить собственное достоинство, очутиться по своей вине в неловкой ситуации для человека, воспитанного в данной культуре, - один из самых худших и страшных вариантов развития событий.

Иное дело – культура наша. Объективно – можно ли себе представить человека, который, найдя на улице кошелек с крупной суммой \ мобильный телефон \ иную материальную ценность, не присвоил бы ее себе? Объективно – тяжело. Человек, поступающий иным образом, в нашей системе именуется нехитрым словом «лох». Что, в бюро добрых услуг сдал? В милицию? Вот идиот, а… Они ж там первые себе все заберут…
Поэтому пока в нашей культуре нормой будет такой принцип поведения, пока слово «стыдно» не будет стоять в системе моральных ценностей выше слова «хочу», в нашей культуре японскую систему применять попросту безрезультатно.
=================
Источник http://estel-oscora.livejournal.com/

-1

Комментарии

Перламуть аватар
0

о том, что Японцы ничего не запрещают своим детям до пяти лет я узнала (откуда-то:) ) наверное тогда, когда и не собиралась ещё быть мамой, и подумала: а что же они делают потом, после пересечения этого пятилетнего рубежа? Это сейчас понятно, что это система, которая имеет начало -продолжение/развитие и конечный результат. Выхваченное из контекста утверждение об отсутствии до пяти лет запретов, рождает, по-моему, оччень остроумные байки, вроде той, что приведена вначале. По-моему, смешно!:)))
А кто-то (не знаю, кто, но точно кто-то умный:) ) сказал, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. И тогда мне, например, понятно, что любое "хочу" имеет место быть только в рамках своей собственной свободы и ограничено может быть только рамками чужой свободы. Мне вот важно, чтобы мой ребёнок это понимал, и я уверена, что он понимает:)


Клюква аватар
0

Очень правильно ты, Перламуть, сказала, что эта японская система имеет начало, продолжение и конечный результат. Эта система имеет свою конкретную цель - выращивание послушных винтиков. И в этой системе тоже есть свои "побочные эффекты".
______________________________________________________
Don't be afraid that your life will end, be afraid that it will never begin.


Adelana аватар
0

Везде есть побочные эффекты, где нарушается некий баланс, где ситуация доводиться до абсурда.
Разве мало у нас примеров, когад берется кусок ценной в общем то методики (Монтессори, кубики Зайцева, ) и начинает истово претворяться в жизнь, без понимания конечного результата. О чем собственно в тексте и речь идет.
Только вот вопрос - где же лучше, там где "быдло", как изволил выразиться Зондер или "общество послушных винтиков"? или что-то третье? И где оно - это третье?
===================================
Пускай в Аллаха верю я, и в Брахму ты,
Но воевать с тобой не буду из-за веры.
Ведь наша жизнь – совсем не шашки и не шахматы:
В ней серые играют против серых.


Клюква аватар
0

Только вот вопрос - где же лучше, там где "быдло", как изволил выразиться Зондер или "общество послушных винтиков"? или что-то третье? И где оно - это третье?

Лучше кому? В японских школах уровень издевательств такой, что нам, россиянам и не снилось, если учесть, у японцев высокий уровень самоубийств, уровень безработицы 7% (для японии это дофига) и продолжает расти - это лучше?
Быдлячество тоже крайность.
А лучше - так Зондер уже выше написал:

у каждого члена в нем, слово "ХОЧУ" должно стоять на первом месте. ВСЕГДА! Только вектор приложения этого слова должен быть направлен на ближнего:

ХОЧУ чтобы ближнему было хорошо
ХОЧУ чтобы супруг(-а) был счастлив
ХОЧУ чтобы компания приносила прибыль
....
и так далее, потому, что
Я ХОЧУ чтобы меня окружало счастливое общество и люди в нем.
.....

То есть: помогаю другим, чтобы жить среди довольных людей и иметь возможность радоваться самому.

______________________________________________________
Don't be afraid that your life will end, be afraid that it will never begin.


Adelana аватар
0

Кто то видел это "лучше" в реальной жизни? я - нет. Кто то знает как создать подобное общество? Как поменять вектор прложения "ХОЧУ"?
Я не утверждаю, что японское общество совершенно. Про уровень издевательств в школах вообще говорить не хочу. Кто его мерял этот уровень и каким уровнеметром?
Я говорю лишь о том, что нельзя бездумно пользоваться чужими методами, вырванными из контекста цель-метод-резузльтат.
===================================
Пускай в Аллаха верю я, и в Брахму ты,
Но воевать с тобой не буду из-за веры.
Ведь наша жизнь – совсем не шашки и не шахматы:
В ней серые играют против серых.


Макс Шишкин аватар
0

Кто то видел это "лучше" в реальной жизни? я - нет. Кто то знает как создать подобное общество? Как поменять вектор прложения "ХОЧУ"?

Начни так жить сама и увидишь. Начни прикладывать свой вектор в нужную ТЕБЕ сторону.
Общество - это люди вокруг тебя. И людей этих собираешь вокруг себя ты - по своему образу и подобию.


Adelana аватар
0

Начни так жить сама и увидишь. Начни прикладывать свой вектор в нужную ТЕБЕ сторону.

От себя же скажу, чтобы общество стало обществом, а не быдлом, которое мы имеем радость наблюдать

противоречие какое то...
===================================
Пускай в Аллаха верю я, и в Брахму ты,
Но воевать с тобой не буду из-за веры.
Ведь наша жизнь – совсем не шашки и не шахматы:
В ней серые играют против серых.


Макс Шишкин аватар
0

Нет противоречий.


Макс Шишкин аватар
+1

Чтобы в русской культуре что-то было, нужно чтобы эта культура сначала появилась.
Всю русскую культуру основательно вырезали после 17-го года 20-го века. На Руси после тех событий остались лишь те, кто готов пресмыкаться, услуживать, выполнять приказы и жить ради общины, засунув своё "хочу" в одно место. Вышеозвученная статья - это наглядный показатель того, как потомок тех людей, продолжает мыслить в тех же самых категориях, умудряясь интерпретировать чужую культуру, в которой ни черта не понимает.

От себя же скажу, чтобы общество стало обществом, а не быдлом, которое мы имеем радость наблюдать, у каждого члена в нем, слово "ХОЧУ" должно стоять на первом месте. ВСЕГДА! Только вектор приложения этого слова должен быть направлен на ближнего:

  • ХОЧУ чтобы ближнему было хорошо
  • ХОЧУ чтобы супруг(-а) был счастлив
  • ХОЧУ чтобы компания приносила прибыль
  • ....
  • и так далее, потому, что
  • Я ХОЧУ чтобы меня окружало счастливое общество и люди в нем.

А стыдом, дорогие друзья, ничего кроме краски на лице не вызвать. И никого, кроме очередного быдла не воспитать.
К тому же, эти методы не новы и воспитывают отказ от и дефицит желаний, инфантильность и страх.

В одном согласен: тупо тащить из чужой культуры методы, не слишком понимания механизмов их работы - глупость.

Ставлю минус.


Adelana аватар
0

Дякую. Минус я уж как нибудь переживу.
Пассаж про ХОЧУ мне лично напомнил с одной стороны "Туманность Андромеды" И.Ефремова. Там тоже люди были такие - все хочу людям, ничего себе. Очень красиво, но абсолютно не жизненно. А с другой стороны - там где ХОЧУ - для неживого (компании, общества...) - на здоровье, и хоти и делай. А вот там где речь идет о людях, что рядом - ХОЧУ очень скользкий момент, требующий и душевной тонкости и прочих духовных высот.
А насчет стыда - пример из личной жизни. Мне стыдно не платить за проезд в трамвае. Я плачу не потому что я хочу обогатить городскую казну на 5 р. и не потому что я такой сознательный гражданин, а потому что мне позориться неохота.. за 5 р. Стыдно.
===================================
Пускай в Аллаха верю я, и в Брахму ты,
Но воевать с тобой не буду из-за веры.
Ведь наша жизнь – совсем не шашки и не шахматы:
В ней серые играют против серых.


Макс Шишкин аватар
+1

Вы невнимательны. Хочу не для красоты, и не "все хочу людям, ничего себе". Хочу для мира, в котором я живу. И не из чувства стыда, а потому что в говне жить не охота. То есть: помогаю другим, чтобы жить среди довольных людей и иметь возможность радоваться самому.

А то, что вы считаете проезд зайцем - позором, это в вас говорят как раз таки установки совочных времен. Вас с детства позорили и корили этим. Выработался условный рефлекс. Заметьте - не было бы его, вы бы и о казне не подумали и о государстве, в котором живете.

Стыд - это условный рефлекс. И совершенно нездоровый. Примерно такой же, как поджатый хвост у собаки при виде палки или определенного звуковой команды типа "нельзя" или "фу". У людей, правда, этот рефлекс работает в большем диапазоне ситуаций.


Adelana аватар
0

Стыдно не перед кем то, перед собой неудобно. "Лицо терять не хочется".
===================================
Пускай в Аллаха верю я, и в Брахму ты,
Но воевать с тобой не буду из-за веры.
Ведь наша жизнь – совсем не шашки и не шахматы:
В ней серые играют против серых.


Alenka аватар
0

Аделан , че-то ты накрутила в этом примере ;)
При чем тут казна-ты пользуешься услугой. И у тебя есть альтернатива-отказаться от использования , украсть, или купить.И неважно у кого-у казны ли или у частника(если,конечно же,ты не считаешь себя обиженной собственным государством ;)-тогда конечно-хоть по 5 рэ урвать )

Представьте, что ВСЕ пассажиры - безбилетники. Все едут без билетов. Уверяю - весь ваш стыд как рукой снимет.

В подобной ситуации "стыдно" было бы как раз заплатить :)))
_____________________________________________________________________________________________
Что бы не случилось в вашей жизни - это именно то, чего вы хотели.
© Билл Ридлер


Макс Шишкин аватар
0

Представьте, что ВСЕ пассажиры - безбилетники. Все едут без билетов. Уверяю - весь ваш стыд как рукой снимет.
Стыд всегда появляется там, где вы сравниваете себя с другими и вам кажется, что они - лучше вас и правильнее себя ведут.
Когда это мнение исчезает, когда все не лучше меня - и стыд исчезает.

Так что, лицо вам не хочется терять перед окружающими. А не перед собой.


Adelana аватар
0

Ну вам то конечно виднее чего мне хочеться или не хочется...
доказывать обратное - дело безнадежное.
===================================
Пускай в Аллаха верю я, и в Брахму ты,
Но воевать с тобой не буду из-за веры.
Ведь наша жизнь – совсем не шашки и не шахматы:
В ней серые играют против серых.


Орех аватар
0

Зондер, я тебя правильно понимаю: трезвая расчет и логика и никаких эмоций. Заплатив билет - я обогащаю казну и тем самым мне, живущему в этом обществе, будет лучше жить. Мне стыдно - эмоция, которая есть движущей силой оплаты?

------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://idea-media.ru


Макс Шишкин аватар
0

Именно. Негативные эмоции вообще никакой пользы не приносят в человеческой жизни.
А если с казной слишком тяжко осознать, можно найти пользу для себя гораздо более близкую: "Плачу за билет, потому, что хочу ехать в спокойствии и не дергаться от контролеров". Хочу чтобы мне было хорошо - здесь и сейчас. А не когда-то в будущем.
Но! Могу и не платить билет, если мне нужны последние копейки, чтобы купить бутылку кефира. С контролером сам разберусь.

Такой выбор возможен только если человек приучен оценивать важность и полезность происходящего вокруг него с его собственной точки зрения, при помощи своих личных механизмов оценки.

Тот же, кто не способен доверять своему чутью, своим органам чувств, своему инстинкту оценки выгоды - только и остается жить рефлексами, которые выработали в нем окружающие.

И стыд, в этом случае, - это показатель недоверия человека к себе самому и своим желаниям. Показатель слепого выполнения чужих команд и установок.


Орех аватар
0

Негативные эмоции вообще никакой пользы не приносят в человеческой жизни.

Не согласна. Эмоция переводится как волновать, потрясать и любая эмоция есть тем стимулом, чтобы человек куда-то двигался. Даже если я хочу, чтобы общество улучшалось и буду платить за проезд - это положительная эмоция, а если я не заплачу - в любом случае будет негативная эмоция. Она может быть ориентирована не внешнее, но может и вовнутрь: мне самой перед собой будет стыдно, если я не внесу свой вклад в развитие общества, в котором живу. Без эмоций не бывает ничего и отсутствие эмоций - это уже болезнь. Степерь выраженности может быть разная - это да, но в любом случае они есть. Они необходимы для самосохранения и для продолжения жизни. Любой внутренний дискомфорт (холод, голод и т.д.) мы разспознаем с помощью эмоций.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://idea-media.ru


Макс Шишкин аватар
0

Эмоция - это реакция (обратное действие) на информацию, полученную с помощью органов чувств. Их у нас пять, кто не знает.
Говоря проще: сначала ты чувствуешь голод, потом реагируешь на это слезами, соплями и капризами. Существа с высшей организацией сознания, способны удерживать себя от обратных реакций. Высшая ступень развития, которую преследуют все духовные практики - это уход от обратных реакций.

У тебя полная путаница в голове, Орех.


Орех аватар
0

Эмоция - это реакция (обратное действие) на информацию, полученную с помощью органов чувств. Их у нас пять, кто не знает.
Говоря проще: сначала ты чувствуешь голод, потом реагируешь на это слезами, соплями и капризами. Существа с высшей организацией сознания, способны удерживать себя от обратных реакций. Высшая ступень развития, которую преследуют все духовные практики - это уход от обратных реакций.

Зондер, я не видела существ с высшей организацией сознания. Чем сильнее человек ощущает голод, тем сильнее он будет эмоционально возбужденным - это физиологические процессы, которые стимулируют человека искать себе пищу. Постепенно организм привыкает к голоданию (фаза угнетения) - наступает равнодушие. Хорошо ли это равнодушие - очень сомнительно, потому как приводит к смерти, стимула искать пищу уже нет. Без сомнения, можно уйти от эмоций и сразу перейти в фазу равнодушия.
Кроме того, именно эмоции есть ориентиром для других о дискомфортном состоянии человека. Как бы родители узнали о том, что их ребенок голоден, если бы не крик и плач? Любая крайность не есть хорошо, потому не считаю отсутствие эмоций чем-то хорошим,ровно как и бурное проявление эмоций. Во всем должна быть золотая серединка, умеренность.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://idea-media.ru


Макс Шишкин аватар
0

Твое право так считать.


Клюква аватар
+3

Если мы платим из чувства стыда - мы думаем не о казне, а о том, что вот эти конкретные люди - мои попутчики - сейчас косо на меня посмотрят, покачают неодобрительно головой и т.п. Т.е. мы вытаскиваем 5 рублей ориентируясь на мнение толпы, нам оно почему-то важно.
Я плачу в транспорте не потому что я про казну думаю или мне стыдно, а потому что я покупаю услугу по доставке меня из точки А в точку Б :)))
______________________________________________________
Don't be afraid that your life will end, be afraid that it will never begin.


Макс Шишкин аватар
0

В точку