Адвокат аватар

О связях и образах.

Здесь речь также будет идти об информации. Но, чтобы не запутаться в разных интерпретациях одного и того же слова, давайте сразу четко определимся, о какой информации будет идти речь
Итак, мозг способен фиксировать только связи. Этот вид информации (связи) мозг запоминает. Процесс, с помощью которого он это делает, называется процессом "Память".

Но мы привыкли называть информацией и то, что мозг запоминать не умеет. Это реально существующие объекты окружающего нас мира. Это все то, что нам приходится учить в школе или институте.

Перечисленные виды информации – реальные объекты, тексты, телефонные номера (и подобные им сведения) мозг запоминать не умеет. Но опыт подсказывает, что все-таки мы может кое-что вспомнить из выше перечисленного. Как же происходит запоминание и воспроизведение таких сведений?

1. ОБРАЗЫ
2. ТЕКСТОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
3. ЗНАКОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Сначала проанализируем реакцию мозга на реально существующие объекты. Как мозг ухитряется воспроизводить их, если никто из исследователей не может обнаружить зрительных образов в головном мозге? Природа поступила очень хитро. Любой реально существующий объект имеет внутренние связи. Мозг способен эти связи выявлять и запоминать. Вы никогда не задумывались, а зачем, собственно, человеку несколько органов чувств? Почему мы умеем улавливать запахи, ощущать вкус, видеть предмет и слышать его (если он испускает звуки)?

Реально существующий объект излучает в пространство физические и химические сигналы. Это отраженный от него или испускаемый им свет, это всякие вибрации воздуха, объект может иметь вкус, и молекулы этого объекта могут отлетать далеко от него. Если бы у человека был всего один орган чувств, то система памяти мозга, фиксирующая связи, не смогла бы ничего запомнить. Но одно общее информационное поле от объекта разбивается нашим мозгом на несколько составляющих. Информация поступает в мозг по разным каналам восприятия. Зрительный анализатор передает очертания объекта (пусть это будет яблоко). Слуховой анализатор воспринимает звуки, издаваемые объектом: когда вы раскусываете яблоко, раздается характерный хруст. Вкусовой анализатор воспринимает вкус. Нос за несколько метров способен уловить молекулы, испускаемые спелыми яблоками. Часть информации об объекте может поступить в мозг через руки (осязание).

В результате разбиения информации об объекте на части, мозг получает возможность образовать связи. И эти связи образуются естественным путем. Все, что находится в сознании в один момент времени, связывается, то есть запоминается. В результате, пока мы изучаем яблоко, пока рассматриваем его, крутим в руках, пробуем на вкус, мозг выделяет разные характеристики этого природного объекта и автоматически образует связи между ними.

Ни одна из характеристик сама по себе не запоминается. Запоминаются только связи. В дальнейшем, когда наш нос унюхает запах яблок – то есть в мозг поступит стимул – сработают ранее образованные связи и мозг создаст в нашем сознании другие характеристики данного объекта. Мы вспомним целостный образ яблока.

Механизм естественного запоминания настолько очевиден, что даже странно об этом говорить. Такой способ запоминания дает нам возможность УЗНАВАТЬ объекты окружающего нас мира лишь по малой части информации о них.
Действительно, как только вы услышите за окном карканье, то вы сразу же определяете, что это ворона, а не гусь. Когда вы унюхаете в подъезде специфически приятный запах, то мгновенно определите, что ваша соседка готовит курочку с чесноком. По звуку вы легко отличите гитару от скрипки, самолет от автомобиля, электрический чайник от кофемолки.

Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются мозгом автоматически. В дальнейшем, по части информации мозг создает целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются.
Так как у человека главной анализаторной системой является зрительная анализаторная система (просьба не путать с ведущими системами восприятия в НЛП), то, говоря о реально воспринимаемых объектах, мы прежде всего будем говорить о зрительных образах. Именно зрительные образы дают нам основную массу информации об окружающем мире. У зрительных образов есть и другая особенность. Человек может управлять представляемыми зрительными образами в воображении, и это очень важно.
Связи, которые были только что рассмотрены – связи, образуемые мозгом между сигналами разных анализаторных систем, называются разномодальными связями (модальность – это орган чувств). Разномодальные связи образуются мозгом автоматически, когда вы изучаете объект. На разномодальных связях основано все естественное обучение человека. Однако такой способ запоминания не дает возможности запоминать учебную информацию. Благодаря разномодальным связям, мы всего лишь способны быстро узнавать объекты, хорошо ориентироваться в окружающей нас обстановке. Этому никого учить не нужно. Этот процесс протекает естественным путем, автоматически. Точно такими же возможностями (и даже большими) обладает и мозг животных.

Мозг может образовать связи, даже если информация об объекте поступает только через один анализатор. Этот процесс мы рассмотрим подробно, но чуть позже. Пока лишь можно сказать следующее. Когда вы смотрите на объект, ваша зрительная анализаторная система разбирает этот объект на множество составляющих его частей и каждую часть отдельно посылает в мозг. В результате нам кажется, что мы видим яблоко. В мозгу яблоко разбирается на части и мозг получает возможность образовать СВЯЗИ между частями воспринимаемого вами яблока. А дальше припоминание идет по уже известной вам схеме: стимул – реакция. В дальнейшем вам достаточно увидеть лишь часть от яблока. Тут же сработают образованные связи и мозг воспроизведет целостный зрительный образ яблока.

Такие связи, когда мозг разбивает зрительный образ на части и образует связи между частями одного образа, называются одномодальными связями. Одномодальные – потому, что связи образуются в пределах одной анализаторной системы, в данном случае зрительной.

Одномодальные связи создаются мозгом автоматически, естественным путем. Нам ничего не нужно делать для этого. Запоминание связей между частями образов и между разными образами происходит само по себе. Именно благодаря автоматически образуемым одномодальным связям вы помните дорогу на работу, расположение предметов в своей квартире.
Одномодальные и разномодальные связи будут рассмотрены отдельно, Связи, существующие в окружающих нас объектах, запоминаются мозгом автоматически. Мозг генетически настроен на выделение разных характеристик объектов и образование связей между ними. Мозг образует разномодальные связи (между сигналами разных анализаторных систем). Мозг образует одномодальные связи (в пределах одной анализаторной системы). Механизмы образования этих связей разные.
Припоминание (генерация, воссоздание целостного объекта в воображении) происходит только при наличии стимулирующего сигнала, если он является частью воспринятого ранее объекта.

Если воспринимаемый человеком стимул не включает никаких связей в мозге, то человек не может идентифицировать объект, в мозге не возникает целостного, разномодального образа. Такой сигнал непроизвольно привлекает внимание (рефлекс "Что такое?"). Человек стремится более подробно изучить объект, испускающий незнакомый сигнал. Изучить его с целью выделения частей и образования связей между ними.

Из этого следуют простые рекомендации для любителей привлекать к себе внимание окружающих. Издавайте неопределенные звуки, одевайтесь экстравагантно, ведите себя нестандартно, и внимание окружающих будет буквально приковано к вам. Но не перестарайтесь, чтобы не привлечь внимание сотрудников правоохранительных органов.

Следующий вид информации, который мы стремимся запоминать – это текстовая или речевая информация. Человек может воспринимать речь в устной форме. В этом случае речевая информация поступает в речевой анализатор через уши. Человек может воспринимать речевую информацию посредством текста. Тогда информация поступает в речевой анализатор через глаза. Такую информацию психологи называют вербальной информацией.

Текстовая (речевая) информация хуже запоминается мозгом. Понимание текста или речи осуществляется благодаря механизму воссоздающего воображения. Этот механизм будет рассмотрен нами более подробно позже. Вот речевое сообщение: "На яблоке сидит стрекоза". Как человек понимает это сообщение? Ранее, естественным путем в мозге были образованы связи между словом "яблоко" и образом "яблоко". Так же была образована связь между словом "стрекоза" и образом "стрекоза". При восприятии слов автоматически срабатывают ранее образованные связи и в вашем воображении возникают соответствующие зрительные образы. Когда вы слышите фразу "На яблоке сидит стрекоза" вы видите в воображении комбинацию этих зрительных образов. Именно поэтому и понимаете фразу. Если вы воспримете фразу, в которой имеются слова, связи которых со зрительными образами ранее установлены не были, то вы не увидите ничего в своем воображении и соответственно не поймете эту фразу. Прочитайте: "Анатава гакусэй дэс ка?". Что-нибудь поняли? Нет? Подумайте, почему. Механизмы понимания речи также достаточно простые. Понимание речи осуществляется через зрительную анализаторную систему, благодаря ранее образованным связям слов со зрительными образами.

Текстовая (речевая) информация запоминается гораздо хуже образной. Зрительные образы, возникающие в воображении под стимулирующим воздействием слов, не такие яркие, как реально воспринимаемые объекты. И далеко не все читаемые нами слова вызывают зрительные образы в воображении, то есть какая-то часть текстовой информации вообще не преобразуется в зрительные образы. А если образов нет, то мозг не может образовать связи, то есть не может запомнить.

Более того, мозг человека не умеет запоминать последовательность информации. Это еще одна причина, по которой текстовая информация запоминается плохо.

Если вы внимательно понаблюдаете за тем, как вы вспоминаете только что прочитанный текст, вы увидите, что пересказ текстовой информации – это рассказ по картинкам. Вы будете вспоминать именно образы, возникающие в вашем воображении, и эти образы будете снова преобразовывать в речь.

Существует еще один вид информации. Он принципиально отличается от образной информации и речевой информации. Интересен тот факт, что психологи проглядели этот вид информации. Современная психология (откройте любой словарь или учебник) выделяет всего лишь вербальную и невербальную информацию (то есть речевую и неречевую). Знаковую информацию психологи относят к вербальной, то есть к речевой. А зря. Это совершенно особенный вид информации. И особенностью ее в том, что мозг человека абсолютно не способен запоминать такую информацию.

Что же это за информация? Это телефонные номера, исторические даты, названия, термины и понятия. Это фамилии, имена и отчества. Это формулы и постоянные величины. Это просто длинный ряд цифр или бессмысленных слогов. Это адреса и номера автомобилей. И так далее и тому подобное. К знаковой информации относится все то, что мы привыкли называть УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ.

Если бы мозг человека умел запоминать такую информацию, то школьники и студенты не составляли бы шпаргалок. Если бы вы могли запоминать телефонные номера, то у вас бы не было телефонной записной книжки. Наличие у вас записной книжки – неопровержимое доказательство того, что вы не можете запоминать телефонные номера!

Что же получается? В школе и в институте от людей требуют невозможного? Требуют, чтобы школьники и студенты запоминали то, что мозг запоминать не может по физиологическим причинам? А как же все сдают экзамены? А так, чтобы обходить "острые углы нашей памяти". На экзаменах никто никого не спрашивает точные сведения. Вот и весь секрет хорошей обучаемости. Наличие учебной (точной) информации просто не тестируется. В основном от школьника требуется приблизительный пересказ. На это наша память способна. Так как речевая (текстовая) информация худо-бедно запоминается.

Кто-нибудь требовал от вас заучивания наизусть таблицы Менделеева или справочника по физике? Или хотя бы всех хронологических таблиц по курсу истории? Если на экзаменах у студентов и школьников тестировать наличие в памяти точной информации – это резко испортит статистику успеваемости.

Мы уже знаем, что мозг запоминает только связи. Все остальное генерируется по зафиксированным связям. Но связи могут быть образованы либо между зрительными образами, либо между сигналами разных анализаторных систем (образ + слово + запах + вкус). Пока мы сосредоточим свое внимание только на связях между зрительными образами.
При восприятии цифрового ряда никаких образов в вашем воображении не возникает. Следовательно, мозг не может образовать связи.

Такая информация принципиально не запоминаемая.

Дадим определение точной (знаковой) информации.
Точная (знаковая) информация – это такая информация, при восприятии которой в воображении не возникают зрительные образы.
Особенностью точной информации является и то, что её (в отличие от текста) нельзя пересказать приблизительно. Представьте, что вы приблизительно вспомнили телефонный номер или историческую дату! Или приблизительно вспомнили строение атома и математическую формулу. Или приблизительно вспомнили фамилию и адрес!

Точная информация должна запоминаться абсолютно точно.

+2

Комментарии

Орех аватар
0

Кто-нибудь требовал от вас заучивания наизусть таблицы Менделеева или справочника по физике? Или хотя бы всех хронологических таблиц по курсу истории?

Не совсем с этим согласна. По школьной программе мы учили историю и исторических дат там было очеееееень много. И нужно было это все запомнить. И запоминали, вот ведь в чем дело.

При восприятии цифрового ряда никаких образов в вашем воображении не возникает. Следовательно, мозг не может образовать связи.

Уж не знаю там, как со связями, но есть люди, которые запоминают очень длинный цифровой ряд. Назовем их гениями? Но если это возможно кому-то, значит, это возможно всем.
Кроме того, слепые запоминают массу телефонных номеров, воспринимаемых на слух.

------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://idea-media.ru


Адвокат аватар
0

По школьной программе мы учили историю и исторических дат там было очеееееень много. И нужно было это все запомнить. И запоминали, вот ведь в чем дело.

Орех все эти цыфры (даты) у тебя привязаны к чему-то 1941 1812 1991(образы-связи)

А вот этот набор? 435627198765463
А теперь к каждой цифре привяжи какойнить образ и запомнишь.(кнопки телефона)

Уж не знаю там, как со связями, но есть люди, которые запоминают очень длинный цифровой ряд

Просто цифры не запоминаются для этого люди создают образ что бы запомнить длинный ряд чисел.

===============================================================
"Каждый выбирает по себе
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку.
Каждый выбирает по себе"...


Yella аватар
0

А как же слабоумный герой Дастина Хофманна в "Человеке дождя"? Он же там какие-то длинные ряды цифр, если я не ошибаюсь (давно смотрела), запоминал просто так?
**************************************************
Жизнь - это не череда вдохов и выдохов...
это моменты от которых захватывает дыхание


Адвокат аватар
0

Орех ну не смеши право слово.
===============================================================
"Каждый выбирает по себе
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку.
Каждый выбирает по себе"...


Yella аватар
0

Orex??? :)))
У тебя явно проблемы со связями :))
**************************************************
Жизнь - это не череда вдохов и выдохов...
это моменты от которых захватывает дыхание


Адвокат аватар
0

Сорри.Yella (написал ответ на автомате)
Мне всегда жена говорила частые связи притупляют память:))))))))
===============================================================
"Каждый выбирает по себе
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку.
Каждый выбирает по себе"...


Yella аватар
0

Ага. Особенно неразборчивые)
**************************************************
Жизнь - это не череда вдохов и выдохов...
это моменты от которых захватывает дыхание


Адвокат аватар
0

Ага,времени не всегда хватает разобратся. Называется цейтнот:))))))))))

===============================================================
"Каждый выбирает по себе
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку.
Каждый выбирает по себе"...


sama po sebe аватар
+1

чаще используется определение - "беспорядочные" ;))))


Kochevnik аватар
0

В общем, чем ни крути, а всему голова - основной инстинкт... :)))
________________________________________________________
Возможности ограничены только силой желания достичь цели.