ales аватар

Трикстер. ч.3-4

БУДУ БЛАГОДАРЕН ЗА КРИТИКУ!

«Мой удел — хранить молчанье, ибо двойственности след заставляет в час признанья молвить «да», а думать «нет».
Лилиан Вутерс, белгийская поэтесса, ХХ век.

3. ДУРАК
____________________

Во всех своих образах-проявлениях трикстер внутренне конфликтен. Его тело нецелостно: руки враждуют друг с другом; пол (сексуальные желания) неопределимы. В качестве примера здесь можно привести монолог графа из новеллы П. Мериме «Локис»:

«Вы, может быть, подумали, что я влюблен в нее? Доктор, дурак, уверен в этом. Нет, я никогда не любил ее. Меня занимало ее смеющееся личико… Я любовался ее белой кожей… Вот и все, что есть в ней хорошего… особенно кожа… Ума — никакого. Я никогда не видел в ней ничего, кроме красивой куколки, на которую приятно смотреть, когда скучно и нет под рукой новой книги… Конечно, ее можно назвать красавицей… Кожа у нее чудесная… А скажите, профессор, кровь, что течет под этой кожей, наверно, будет получше лошадиной крови? Как вы думаете?..»

...Естественно, что профессор ничего не ответил. Из гуманизма.

Однако гуманизм, ставший грезой человечества в прошлом веке, потерпел сокрушительный крах. Тоталитарно-идеологический характер отделения агнцев от козлищ, а зерен от плевел привел к закономерному, хоть и не ожидаемому энтузиастами результату, лишив культуру развития и породив своего рода летаргию. Эффект обнаружил столь же столь же удручающую бесплодность и безысходность, как и поиски «единого» смысла и торжество «общечеловеческих» ценностей.

Страх зла не принесет ничего, кроме самого зла. А ведь трикстер — это ребенок, точнее, тот, о котором мы можем сказать: «Его душа есть душа ребенка, его дух есть дух философа». Это ребенок, еще не отделяющий тела от мира, трогающий собственную кожу, враждующий и играющий с частями тела, и первоначально познающий их как нечто отстраненное, чуждое.

Безусловно, это мудрый ребенок. Мудрость не имеет отношения к интеллекту. Это – обладание богатым и разносторонним ситуационным опытом в сочетании со способностью этим опытом воспользоваться. Воспользоваться в актуальной, новой ситуации, причем воспользоваться вполне конкретным образом.

Этот философствующий ребенок, как и все дети, прекрасен. Алиса из Страны чудес — тоже трикстер. Вспомним, как она падала в колодец (нору)! Как пишет А. Генис, «единственный способ перебраться из одной действительности в другую — измениться самому, претерпеть метаморфозу… Собственно, граница — это провокация, вызывающая метаморфозу…». При этом сексуальность подростка, как и совмещение мужского и женского начал несет характер Высшего, Неземного, Прекрасного.

Трикстер олицетворяет смеховое начало. «Мы смеемся, для того, чтобы жить!» — говорил Чарли Чаплин, который положительной серьезности добропорядочной Англии отчетливо противопоставил лукавство, зловредность, самозабвение, разрушительно-созидательное обаяние трикстера. А трикстерный Дионис Ницше? — он явился предтечей множества трикстеров. Трикстеры латиноамериканцев (Г. Г. Маркес, Ж. Амаду, Х. К. Онетти), трикстеры мировой фантастики, трикстеры Венедикта Ерофеева. Детскость, амбивалентность, смеховое начало, оборотничество отличают Трикстеров всех времен и народов — от мифологического демиурга Ворона до плутовки Лисы из народной сказки; от Локи и до булгаковского Бегемота.

В культуре разных эпох важен момент противопоставления упорядоченной размеренности Космоса и животной силы хаоса. С представлением о хаосе как об источнике жизненности неразрывно связано мифологическое отношение к нему как к порождающему началу. Еще греки утверждали связь хаоса с эросом: так, в «Птицах» Аристофана хаос есть одна из первопотенций. Недаром и самих птиц как метафорическое выражение «жизненного мира» Эрос рождает именно от Хаоса. Одновременно, как уже говорили, хаос — это гибель. Все начала и все концы заключены в нем. Хаос — это водоворот постоянных изменений, которые никогда не утверждаются. Ведь для утверждения и стабилизации необходим Космос, Высший Разум.

Одним из олицетворений хаоса является двуликий Янус, по Овидию, символизирующий творчество как разнонаправленность, нелинейность. Но зачем вырываться из упокоенности Высшего Порядка в жерло хаоса? Представляется, что основание для такого геройства — заведомая недостаточность Космоса. Ибо там, в Космосе обнаруживаются зияния, черные дыры, которое невозможно преодолеть, не выходя за пределы собственной знаковой системы.

Черные дыры — смутное, но все усугубляющееся ощущение наличия проблемы, с которой правило, норма, закон совладать не могут. Это разрыв, когда старые добрые порядки не срабатывают, ибо не охватывают нового образа действительности. Говоря языком синергетики, в этот момент Космос-система оказывается в «буфере», откуда открывается бесчисленное количество путей в будущее. Но кто может заглянуть в эту черную дыру?

Именно трикстер, который, как уже отмечалось ранее, сам не является «существом хаоса», способен погрузиться и понять хаос. Косвенными свидетельствами этого являются его характеристики. В первую очередь, это его «междумирность»: для трикстера разверзается граница между потусторонним и «посюсторонним», замкнутая для обычных смертных. При этом трикстер всегда знает о возможности «полной гибели всерьез» (Б. Пастернак). И, тем не менее, всегда идет на риск. Здесь можно кстати провести параллель с более почтенными мифологическими персонажами — вавилонской Тиамат, древнеиндийским Пурушей и первоначальными жертвами, посредством тел которых из хаоса был порожден мир.

Трикстер жертвует, ибо он безумен, но «через безумие, — как пишет М. Фуко, — правда выходит на свет… оно обладает способностью обнажать реально существующую проблему, которая тем самым может наконец получить подлинное разрешение. За ошибкой безумия кроется истина, прокладывающая себе путь». Сталкер, вступающий в запретную зону и извлекающий оттуда альтернативные возможности для обустройства ослабевшего, уставшего Космоса, тем самым преодолевает основную культурную дихотомию «Гармония (космос) – Хаос».

В абсолютной несерьезности трикстера намечен посыл к идеалу. Это парадоксальное на первый взгляд построение перестает казаться таковым, если припомнить реальных трикстеров — шутов, дураков, юродивых, безумцев. Утверждают ведь, что шуты и дураки — носители особой жизненной формы, которая предполагает возрождение и обновление жизни на лучших началах. При этом трикстеры вовсе не требуют немедленного воцарения идеала на земле (это, скорее, дело ангелов по М. Кундере), скорее, они мудрые и терпеливые учителя. К примеру, в славянских сказках трикстер-баба Яга почти всегда служит средством морального взросления героя.

Вплоть до XVIII века полчищами ходили по всей Руси скоморохи, неся предания мудрой старины. Государственная религия после реформ Никона уже не могла увидеть в юродстве ничего другого, кроме бесовского наваждения и крамолы. Скоморохи были оттеснены постепенно на север и восток, в южные степи, где приобрели в противовес отношению государства почетное положение у крестьян окраины. Здесь их любили слушать, здесь к ним относились вплоть до революционного начала ХХ века, как к духовно высоким людям, даже как к святым. В бескрайних русских степях рождались последние былины, такие как записанная гениальным русским писателем Романом Кумовым баллада под названием «Бессмертники».

Это были осколки Святой Руси — особого мира, который готовился только к одному, но самому важному деянию — к битве с антихристом, к спасению от него. Более того, древние православные Руси стремились побороть антихриста еще до его прихода на Землю, а, если и не побороть, то максимально ослабить его воинство и отсрочить время его воцарения на Земле.

Что такое древнерусский дурак? — спрашивал академик Д. Лихачев, и отвечал: «Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира, — разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся».

Дурак освобождается от нормы, правила и приобщает себя к первозданной чистоте.

Однако еще одним аспектом «наготы» пред миром является сиротство, одиночество.

____________________

«Свобода нас призвала юродствовать».
Мать Мария (Скобцова), святая, канонизированная в ХХI веке.

4. СВОБОДА
____________________

Тот, кто одинок — страдает. Вот аксиома этого обманчивого мира. Но вместе с тем одиночество — это некое условие, некий жест доброй воли тому, кто еще жив, кому есть еще надежда. Это ощущение огромной вины неизвестно за что, видение грехов своих «бесчисленных, как песок морской» необходимо пережить, преодолеть отчаяние полного одиночества, чтобы в один прекрасный миг глаза раскрылись и увидели Иное.

И тогда — нет одиночества, есть только миг вечности, и он полон настолько, насколько способен ты вобрать в себя этот миг. «Чтобы видеть мир в песчинке, небеса — в диком цветке, сожми бесконечность в ладони и вечность — в часе» (У. Блейк). Когда нет ни стен, ни потолка — ЧТО есть время?..

Трикстер — это образ абсолютной инаковости, Другого, Чужого. Шокирующая нагота — еще одно из символических проявлений инаковости трикстера. Другое выражение подобной наготы — оборотничество. За скоморошьим обычаем надевать тулуп мехом наружу и шутовскими трансформациями лица и зада (например, в хождении «колесом»), за переодетыми в одежду иного пола «молодыми», которые до сих пор веселят гостей на свадьбах в некоторых белорусских деревнях кроется не только нарушение обычая, «устава», не только прикосновение к миру непонятного, а значит — к миру хаоса. Побыть Другим, постоять «на границе», выйти за пределы себя, значит трансцендировать, совершить путешествие к хаосу, к бесформенности, откуда можно черпать несозданное, несоизмеримое, чего не может быть ни в каком первообразе.

Русский религиозный философ Н. Бердяев опасался «духовной буржуазности», которая есть «несвобода духа», противопоставляя ему «дух страннический». Мать Мария (Скобцова), близко общавшаяся с Бердяевым во Франции, расходилась с философом в его понимании свободы, но также восставала против удушения веры и благочестии. Не раз монахиня готова была покинуть своих «благочестивых» сестер. Ей хотелось бродить по земле и взывать: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное».

Необъяснимым образом полное христианское смирение и любовь совмещались в этой удивительной женщине со «свободолюбивым бунтарским духом» (по определению Бердяева). Даже в страшные дни пребывания в концлагере она хотела оживить стиснутую жесткими рамками церковную жизнь (она объединила в вере находящихся рядом с нею заключенных). «Подлинная Христова истина всегда связана со свободой .... а наш путь, наше призвание, наш подвиг и крест — пронести свободную Христову истину через все испытания» — это говорила святая, которая сама в свое время прошла через творчество, личное знакомство с А. Блоком, революционную борьбу (она была членом партии эсеров).

Говоря о свободе, мы говорим о дороге, ведущей в Храм. Пути же Господни неисповедимы.

Мать Мария собиралась вернуться в Россию после второй мировой войны: «Буду странствовать, миссионерствовать среди простых русских людей». Предполагая возможное возвращение в Россию, мать Мария отлично понимала, под каким церковноначалием ей пришлось бы нести свое служение. Но трудности, о которых она тогда писала, могли не исчезнуть и в постсоветское время. И об этом она тоже предупреждала: «в случае признания Церкви в России, и в случае роста ее внешнего успеха, она не может рассчитывать ни на какие кадры, кроме кадров, воспитанных в некритическом, догматическом духе авторитета. А это значит — на долгие годы замирание свободы».

В повседневной жизни человек слеп. Чтобы реальность стала зримой, необходимы некие исключительные обстоятельства, необходимо творчество. Но это не простое творчество, а творчество, не имеющее никакой ценности, быть может, такое творчество, как творчество разрушения.

На рубеже 19-20 вв. убеждение, что культура создана для того, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», претерпело сокрушительный удар. Одним из следствий этого и была «реабититация» трикстера. Это почувствовала, увидела святой Мария, которой пришлось «спуститься» в ад русской эмиграции.

Искала я таинственное племя
Тех, что средь ночи остаются зрячи,
Что в жизни отменили срок и время,
Умеют радоваться в плаче.
Искала я мечтателей, пророков,
Всегда стоящих у небесных лестниц
И зрящих знаки недоступных сроков,
Поющих недоступные нам песни.
И находила нищих, буйных, сирых,
Упившихся, унылых, непотребных,
Заблудшихся на всех дорогах мира,
Бездомных, голых и бесхлебных...

Трикстер как вопиющая несоизмеримость с наличным миром задает императив непредсказуемого изменения действительности, меняет мир, как худой, так и добрый — на войну, на революцию.

Чем отличается юродство от безумия? Действие Трикстера всегда является провокацией, оно агрессивно по своей природе. Под «провокацией» мы понимаем сознательное выстраивание ситуации, вынуждающейкого-либо на нежелательную для него активность предсказуемого для «провокатора» характера. «Агрессией» мы называем активность, имеющую целью нарушение status quo в отношениях между людьми и самим объектом агрессии воспринимаемую как недружественную.

Не случайно, именно в 20 в. П.Радин и К.-Г.Юнг впускают этот образ в культуру. Ибо уже первая половина ХХ века обнаружила: мы — несовершенные люди, создания Божии, но не духи, мы связаны всеми своими нитями с природой, которая тоже создана Богом. Пусть она падшая природа, пусть она извращена, но она богозданна — создана Богом.

+2

Комментарии

Yella аватар
+1

Теперь понятно, кем на самом деле был Джим Моррисон)
**************************************************
Жизнь - это не череда вдохов и выдохов...
это моменты от которых захватывает дыхание


ales аватар
0

Ох, люблю Doors, особенно ночью. Двери в другой мир...


Yella аватар
0

... учитывая, что он выходил иногда на сцену обнаженным, или мог в таком виде открыть дверь почтальону или разносчику пиццы, да и вообще всю жизнь только и нарушал правила, порядки и нормы, - типичный трикстер)))
**************************************************
Жизнь - это не череда вдохов и выдохов...
это моменты от которых захватывает дыхание


ales аватар
0

А еще пел спиной к зрителю... Это очень показательный момент для трикстерной структуры (делать что-то задом наперед)
Общем, знаешь... я подумал и мы решили)
Имя Джима Моррисона я также включаю в перечень трикстеров, в начале работы.
Благодаря тебе.


Yella аватар
0

Ну значит я теперь соавтор статьи!!! :)
И где же мой гонорар??? :)))
**************************************************
Жизнь - это не череда вдохов и выдохов...
это моменты от которых захватывает дыхание


ales аватар
0

Могу пару песен Джима Моррисона тебе перекачать, за счет своего трафика.