ales аватар

Трикстер. ч.5

«Шалость — это энергия творения».
Шалва Амонашвили, педагог-новатор.

5. ДЕТИ «ИНДИГО»
____________________

Исторические исследования мифов о трикстере в культурах различных народов грешат в силу своей академичности одним упущением: как правило, за основу берется мир взрослых, тогда как начало трикстерной природы следует искать в детстве… Не стоит переживать. У нас есть идеальное и самое правдивое описание, каким должен быть настоящий трикстер — мы найдем его в книге Астрид Линдгрен о Карлсоне, который живет на крыше.

Каждая деталь в жизни этого сказочного героя наполнена большим значением. Все, начиная от неумеренного аппетита главного героя и заканчивая картиной, которая висит в доме Карлсона, на которой изображен одинокий петушок, — является прямым намеком на трикстерную природу этого «самого милого», «самого правдивого», «самого доброго» существа.

В обществе своего благодарного зрителя — маленького мальчика — Карлсон, конечно же, скоморох. Как и любой трикстер, он не видит смысла в обыденном. А обыденным является все, что не является «самым, самым, самым». Земное бытие по определению абсурдно, поэтому вопрос поиска смысла жизни попросту не стоит. Смысл может лежать только вне земного бытия. А для трикстера это Неземное бытие так же естественно, как для нас — чувствовать почву под ногами.

Карлсон одинок, хотя даже и не пытается скрываться от людей. Ему прекрасно живется в домике на крыше, на крыльце которого он курит трубку и смотрит на звезды.

Боится ли Карлсон людей? Если помним, однажды один трубочист увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе: «Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?..» Затем трубочист полез назад в свою трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нем не вспоминал…

Гете в своем «Фаусте» в поэтической форме выражает мысль о творческом характере человека. Ни деньги, ни власть не могут дать смысла, только творчество наполняет жизнь смыслом и позволяет радоваться жизни, не цепляясь за ее преходящие ценности. Трикстер дает импульс. Ибо вечность возможна лишь при условии изменения наличного бытия и «взрывной» проверки того, что возведено в этом бытии «в ранг вечного». Лицемерие погибнет, настоящее — останется.

На своем знаменитом фотопортрете Эйнштейн предстает перед нами с высунутым языком. Но вряд ли таковым он был в жизни. Вероятно, по той причине, что взгляд человека и социума на абсолютно новое всегда несет на себе поволоку отпечатавшейся на нем культуры, то, чему нет аналога в культуре, всегда представляется или смешным, или опасным, или и первое, и второе вместе.

Вспомним усталого после представления скомороха — Р.Быкова в «Андрее Рублеве». Скоморох был скоморохом только при наличии зрителя. Шут после карнавала снимал тряпичный колпак — и погружался в обыденность. Конечно, это была не вполне та обыденность, что у его соседей по эпохе: ибо он, пережив хаос, привнес на площадь испытанный им ужас и побеждающий его смех.

Трансцендирование, по образному выражению философа М. Мамардашвили, не что иное, как кружение вокруг невозможного. Трикстер возникает и начинает действовать тогда, когда возникшая в культуре «брешь» оказывается непреодолимой с помощью привычных моделей и стереотипов. При возникновении подобной бреши всегда неизбежны падение авторитетов, «переоценка ценностей», распад канона. Неизбежно и апокалиптическое мироощущение, прекрасно выраженное Дж. Донном: «Все рушится, как в бездне ураганов».

Некто возвестил, что Армагеддон уже наступил. Нет, хаос ныне приобрел иной, прирученный, как домашнее животное, вид. Но пока человечество создавало искусственные подделки под апокалипсис, пытаясь стереть границу между космосом и хаосом, в центры здоровья и психологические центры по всему миру стали обращаться растерянные родители с жалобами на своих детей.

Суть сводится к следующему: с ребенком невозможно наладить нормальное общение. Не учится, не слушается, на воспитательные меры не реагирует. Казалось бы, что тут удивительного: во все времена были «проблемные» дети. А чтобы наставить их на путь истинный, существуют учителя, воспитатели, врачи, психологи. Однако, в том и дело, что старые педагогические приемы в отношении этих детей результата не дают...

Выяснилось поразительное: результаты тестирования на интеллект этих детей неизменно очень высоки, притом, что в школе многие ребята едва тянут «на троечки». Казалось, эти дети вообще живут по каким-то своим законам и правилам.

Им дали имя: «Дети Индиго».

Ли Кэрол и Джейн Тоубер, авторы известного бестселлера «Дети Индиго», называют 10 самых распространенных качеств «новых» детей. Отметим некоторые из них:

Кроха приходит в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведет себя соответствующим образом).

У малыша нет абсолютных авторитетов, он не считает нужным объяснять свои поступки и признает только свободу выбора, как своего, так и чужого.

Такие дети теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где главенствуют строгие правила, а не проявление творческой мысли.

Почему появились дети индиго? В природе ничто не происходит понапрасну. Известнейший ученый и педагог Шалва Амонашвили, родоначальник «гуманной педагогики» разделяет предположение о том, что, видимо, человечеству пришло время сделать скачок в своем эволюционном движении. «А дети индиго — это новые люди, которым суждено открыть новый резерв в развитии нашей цивилизации — духовный».

Если вникнуть в суть принципов гуманной педагогики, разработанной Амонашвили, то тяготение к ней учителей, которые уже работают с необычными детьми, в том числе и детьми индиго, кажется явлением отнюдь не случайным. Потому что эта педагогика строится, прежде всего, на духовной основе, а для детей индиго как раз характерна именно духовная одаренность.

«Дети Индиго» видят мир других измерений и мгновенно чувствуют ложь, они отзывчивы на язык любви и обладают какой-то невероятной многовековой мудростью. Им по силам мгновенно решить задачу и дать готовый ответ, который получен в результате озарения, а не путем логического рассуждения. Они лучше учатся, когда им говорят: не «запомни», а «вспомни». Они способны общаться без слов, они непоседы и могут легко попасть в обычной школе в категорию трудных, неуправляемых детей, потому что не подчиняются приказу и всем своим существом требуют других условий общения с миром.

Космос и Хаос. Космос — Порядок, Красота. Хаос — нарушение порядка, пустота, мрак. Но внутри Хаоса, в этой беспорядочности заложены законы порядка. И именно так обстоит дело и с ребёнком: он заложник пробуждающихся и засыпающих функций.

«Кто мир за собой ведёт? Хулиганы. Лобачевский и Эйнштейн. Шалость — это энергия творения, её проявление. Выбираю для себя ценности, из них составляю себя, и только в момент выбора (короткий момент) чувствую свободу» — говорит Шалва Амонашвили.

Итак, подтверждался факт: после долгого и усиленного «наведения порядка», чем особенно отличался век ХХ, на планету пришли дети нового типа. Умный, развитый, но не желающий подчиняться привычным стереотипам. То же, что древнерусский дурак по определению академика Лихачева, или Локис, нарушитель земных границ и земных устоев, такие дети — существа свободы, в которые вселился трикстер.

Трикстер не спрашивает, есть ли у нужда в его чудесах, и питает ли человек страх и мистический ужас пред ним. Он всегда приходит без приглашения, во внеурочное время, как Винни-Пух.

Во всем этом имеется Высший смысл, линейный человеческий разум никогда не поймет смысл деятельности трикстера. Это не вызывает сомнений точно так же, как и то, что взрослым никогда не понять смысл детской игры.

+2