Anastasia_Atex аватар

Встреча с самим собой

Прочитала интересную статью (авторское название "Кого боятся подростки"), делюсь с вами. Очень важная тема затронута, на мой взгляд - способность остаться наедине с собой и не заскучать, не бояться своих мыслей. Мы ведь привыкли к бесконечному потоку информации, людей. Кто-то включает телевизор для фона, музыку, радио. Боясь тишины или мыслей, рождающихся в этой тишине? Автор пишет об эксперименте, который устроила с подростками - детям было предложено провести 8 часов в одиночестве.

* * *

Моя рабочая гипотеза была такова: современных детей слишком много развлекают, в результате они не умеют сами себя занять, избегают встречи с самими собой, от чего, в свою очередь, своего внутреннего мира совершенно не знают и даже боятся.

По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации (телефоном, интернетом), не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия — игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. — были разрешены.

Во время эксперимента участники по желанию могли делать записи о своем состоянии, действиях, о приходящих в голову мыслях.

Строго на следующий после эксперимента день они должны были прийти ко мне в кабинет и рассказать, как все прошло.

При возникновении сильного напряжения или других беспокоящих симптомов эксперимент следовало немедленно прекратить и записать время и, по возможности, причину его прекращения.

В моем эксперименте участвовали в основном подростки, которые приходят ко мне в поликлинику. Их родители были предупреждены и согласились обеспечить своим детям восемь часов одиночества.

Вся эта затея казалась мне совершенно безопасной. Признаю: я ошиблась.

В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек. Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) ТРОЕ подростков: два мальчика и девочка.

Семеро выдержали пять (и более) часов. Остальные — меньше.

Причины прерывания эксперимента подростки объясняли весьма однообразно: «Я больше не мог», «Мне казалось, что я сейчас взорвусь», «У меня голова лопнет».

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

Почти все испытывали беспокойство, страх, у пятерых дошедший практически до остроты «панической атаки».

У троих возникли суицидальные мысли.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла мне дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились у меня (от ужаса).

Что делали мои подростки во время эксперимента?

— готовили еду, ели;

— читали или пытались читать,

— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

— смотрели в окно или шатались по квартире;

— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

— складывали головоломки или конструктор «Лего»;

— рисовали или пытались рисовать;

— мылись;

— убирались в комнате или квартире;

— играли с собакой или кошкой;

— занимались на тренажерах или делали гимнастику;

— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

— играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

— трое писали стихи или прозу;

— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

— одна девочка вышивала по канве;

— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

— одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

— одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, я, честно сказать, немного испугалась. Потому что гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается… А ведь надо еще учесть, что в моем эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

А что вы об этом думаете?

Источник

+2

Комментарии

0

Я думаю что такое могло бы возникнуть не только у подростков, но и у взрослых людей. По-моему речь идет о сопротивлении переменам. Человека вытащили из привычной среды, обозначили, что сейчас над ним будут ставить эксперемент.( уже одно это может вызвать подсознательный страх). Вот отсюда и соответствующая реакция. Если человевыпадает из привычной атмосферы, то реакция на перемены абсолютно разная, как это произошло и с подростками

У двадцати девочек и семи мальчиков наблюдались прямые вегетативные симптомы: приливы жара или озноб, головокружение, тошнота, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение «шевеления» волос на голове.

, а другие

Один из двух мальчиков, успешно закончивших . эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой (сын моих знакомых — научных сотрудников) сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

И Вместе с тем

Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось


Anastasia_Atex аватар
0

По-моему речь идет о сопротивлении переменам

Мне кажется, речь о зависимости.


0

Зависимости от чего? и зависимости у кого? У подростков? Мы только о них говорим, а чем они отличаются уж так сильно от взрослых? У любого человека складывается определенный образ жизни, мыслей , стереотипов поведенияи т.д. А когда складывается новая ситуация , надо менятся, а так не хочется, проще списать все на страхи и зависимости . Между тем

Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

Значит захотели измениться, попробовать получится ли?


Anastasia_Atex аватар
0

Зависимость от того же компьютера, телевизора и тд (все развлечения, которых они по условиям эксперимента оказались лишены).
И, да, я согласна, что это не только подростковая проблема. Это в такой же степени проблема взрослых людей, которые точно так же зависимы.

А когда складывается новая ситуация

Часто новые ситуации вызывают у вас "шевеление волос"?

Автор в обсуждении статьи упоминает, что каждый ребенок решил для себя чем будет заниматься в этот день (по ссылке можно почитать), не говоря уже о том что эксперимент был добровольным. Скажите, что такого нового было в том чтобы сидеть и рисовать, читать книгу и тд.?

Значит захотели измениться, попробовать получится ли?

Так зависимость - это ж не смертельно :) Захотел - избавился. Не захотел, испугался - погряз еще больше.

Мне действительно интересно, вы считаете нормальным, что подростка так выбивает из колеи без привычных ему развлечений?


+1

Понятие нормально и не нормально сугубо индивидуально. Мне кажется, что это не очень то хорошо , когда любого человека выбивает из колеи отсутствие привычных развлечений. Просто наше современное общество, так уж устроено, что сильно развиты средства комуникации, и дети в этом живут с рождения. Для них это норма. Как для меня например норма читать.