Жан Ледлофф – Как вырастить ребенка счастливым
книга информативна не только для родителей, она поможет и самим взрослым лучше понять себя
ниже - пара особенно интересных, на мой взгляд, отрывков
За два миллиона лет успешного развития обезьяна превратилась в человека. Просто удивительно, что, имея такую замечательную родословную, мы творим столько бед. Образ жизни охотников-собирателей был необычайно эффективен. Сохранив его, они, возможно, просуществовали бы еще много миллионов лет. А повседневная деятельность современного человека, с точки зрения экологов, настолько разрушительна, что он может не протянуть и века.
Всего лишь несколько тысяч лет назад человек изменил образ жизни, к которому его приспособила эволюция. За это время он не только успел загрязнить всю планету, но и перестал слушать чрезвычайно развитые инстинкты, которые руководили его поведением в течение миллионов лет. Большая часть инстинктивных знаний была разрушена совсем недавно. Современная наука дробит их на кусочки, препарирует с помощью хитрых теорий и «рассматривает под микроскопом», тогда как эти знания имеют смысл лишь в их неразрывной целостности. Мы все реже доверяем врожденному умению чувствовать, что для нас лучше всего, и, принимая решения, опираемся на интеллект, который никогда особенно не разбирался в наших истинных потребностях.
К примеру, не рассудок должен решать, как обращаться с ребенком. Еще задолго до того, как люди стали в чем-то походить на Homo sapiens, они инстинктивно и, что главное, безошибочно знали, как ухаживать за детьми. Но человек старательно искоренял древние знания, и в результате армия исследователей трудится не покладая рук, чтобы выяснить, как мы должны вести себя по отношению к детям, друг к другу и к самим себе. Ни для кого не секрет, что ученые до сих пор не изобрели рецепта счастья, но, полностью полагаясь на рациональное мышление, они упрямо игнорируют все, что не поддается логическому объяснению или эксперименту.
Мы, пленники интеллекта, забыли наше врожденное умение определять то, что нам надо, настолько, что уже не можем понять, где наши истинные потребности, а где — искаженные.
Но хочется верить, что для нас еще не все потеряно. Мы можем найти путь к утерянному счастью или по крайней мере понять, куда идти, и перестать плутать, следуя за разумом, который только сбивает нас с толку. Ум — это всего лишь советник по технической части, не более того. Когда он видит, что запутался в слишком тонких для него материях, ему следует ретироваться, а не продолжать лезть не в свое дело. У разума достаточно дел, которыми он может успешно заняться, не вмешиваясь в область, миллионы лет находившуюся в ведении куда более утонченных и сведущих отделов психики под названием «инстинкты». Если бы инстинкты были сознательными, мы бы мгновенно сошли с ума, хотя бы потому, что ум по своей природе не может одновременно решать несколько задач, в то время как в бессознательном происходит бесконечное количество наблюдений, расчетов, сравнений и действий — и без всяких ошибок.
«Ошибка» в данном случае весьма хитрое понятие. Ведь «правильность» предполагает, что все люди разделяют единое мнение о желаемых результатах их действий, но на самом деле у каждого свои идеи на этот счет. Поэтому под «правильным» мы будем понимать здесь то, что соответствует континууму — истинным, существовавшим в течение многих поколений, потребностям человека как представителя вида, и тем самым соответствует заложенным в каждом человеке ожиданиям и тенденциям развития. Имеется в виду, что, рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания, свойственные представителям Homo sapiens, и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Эти направления развития мы в дальнейшем будем называть тенденциями. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие не только ожидают поступления кислорода, но и являются ожиданием кислорода. Глаза — это ожидание света определенной длины волны. Уши — это ожидание звуковых волн, исходящих от того, что с наибольшей вероятностью будет иметь отношение к человеку, включая голоса других людей; а голос — ожидание того, что уши других людей действуют так же, как и его собственные. Этот список можно продолжать до бесконечности: водонепроницаемые кожа и волосы — ожидание дождя; волосы в ноздрях — ожидание пыли; пигментация кожи — ожидание солнца; потоотделение — ожидание жары; свертываемость крови — ожидание повреждений кожного покрова; мужское — ожидание женского, и наоборот; рефлексы — ожидание потребности в быстрой реакции в чрезвычайных ситуациях.
Итак, чтобы понять, чем же все-таки являются врожденные ожидания человека, нет смысла изучать сравнительно новое направление развития — цивилизацию. Обращение к другим биологическим видам может в чем-то помочь, а может и совсем сбить с толку. Допустимо сравнивать человека с высшими млекопитающими в отношении наиболее древних, глубоких, основных потребностей, предшествовавших появлению человека в его современном виде, как, например, потребности в кислороде, возникшей сотни миллионов лет назад и присутствующей у многих животных. Но изучение человека, и сейчас живущего по законам «правильного» поведения, безусловно, может дать нам много больше. Правда, если бы мы стремились путем наблюдения за человеком распознать ожидания менее очевидные, чем кислород, то даже с помощью компьютера смогли бы составить список лишь ничтожно малой части того, что есть на самом деле, ибо более тонкие ожидания ускользали бы от нашего наблюдения. Поэтому остается полагаться на нашу врожденную способность выбирать то, что нам действительно нужно. И тогда неповоротливый рассудок, с помощью которого мы сейчас пытаемся это делать, сможет заняться выполнением задач, более для него подходящих.
Ожидания, с которыми мы приходим в этот мир, неразрывно связаны с заложенными в нас линиями развития (например, такими, как сосание, самосохранение, подражание). Как только мы получаем толчок в виде ожидаемого нами обращения или ожидаемых нами определенных обстоятельств, мы начинаем развиваться в заданном направлении, как нас к тому и подготовил опыт предков. Когда ожидаемое отсутствует, у человека начинает формироваться поведение, удовлетворяющее эти потребности, но искаженным, не присущим его естеству образом.
Континуум человека можно также определить как цепь последовательных событий, отвечающих заложенным в нем ожиданиям и тенденциям и происходящих в условиях, в которых эти ожидания и тенденции были сформированы ранее у его предков. К этим условиям относится и «правильное», то есть удовлетворяющее истинные потребности человека, отношение других людей.
Безусловно, у каждого человека есть свой индивидуальный континуум, то есть совокупность врожденных потребностей и соответствующих им тенденций (линий развития). Однако континуум человека является частью более общего континуума — например, континуума семьи, который, в свою очередь, является частью континуумов более высокого порядка — клана, общины и т.д. Континуум же человека как вида является частью континуума всей жизни. Всем им свойственны определенные ожидания и тенденции, проистекающие из неоднократного повторения опыта в прошлом. Даже континуум всего живого ожидает на основе своего опыта определенных условий в неорганической окружающей среде
Каждая жизненная форма развивается не случайно, но преследует свои интересы. Развитие идет в направлении большей устойчивости, то есть большего разнообразия, сложности, а значит, большей способности к адаптации.
Однако такое развитие — совсем не то, что мы понимаем под «прогрессом». Более того, для стабильности любой системы необходима сила, дополняющая тенденцию развития и препятствующая нежелательным изменениям в системе, а именно сила сопротивления.
Остается лишь гадать, что подорвало наше внутреннее сопротивление изменению несколько тысяч лет назад. Важно понять значимость различия между эволюцией и прогрессом (неэволюционным изменением). Они диаметрально противоположны, так как то, что эволюция кропотливо создает, внося разнообразие форм и все точнее адаптируя их к нашим требованиям, прогресс разрушает путем введения норм и обстоятельств, не удовлетворяющих истинные потребности людей. Все, что может сделать прогресс, это заменить «правильное» поведение менее подходящим. Он заменяет сложное простым и более приспособленное — менее приспособленным. В результате прогресс нарушает равновесие сложно взаимосвязанных факторов как внутри, так и вне системы.
Итак, эволюция приносит стабильность, а прогресс — уязвимость.
Это относится и к структуре общества. Внешние проявления высокоразвитых культур, дошедших до своего уровня развития эволюционным путем, могут быть бесконечно разнообразны, в то время как их основы сходны, а первоосновы идентичны. Такие культуры будут сопротивляться прогрессу, так как они эволюционировали в течение долгого времени, как любая устойчивая система в природе. Также получается, что чем меньше интеллект мешает инстинкту формировать нормы поведения, тем менее жесткой будет структура общества на поверхности (это касается деталей поведения, ритуалов и этикета) и более жесткой в основании (в отношении к себе и правам других; к здоровью и способам получения удовольствий, к балансу занятий разного рода и к сохранению вида и так далее). Одним словом, чем больше культура полагается на интеллект, тем больше запретов нужно наложить на членов общества для ее поддержания.
Ожидания человека касаются не только его физических потребностей, например в пище, воде, кислороде, тепле. У человека есть и ожидание соответствующей социальной среды (отношения со стороны окружающих, возможности применить свои силы именно в том виде деятельности, который подходит именно ему и т.п.). В раннем детстве ожидания более жесткие — ребенок ожидает конкретных, определенных вещей, с развитием ожидания смягчаются, для человека становятся приемлемыми более разнообразные варианты отношений, поведения окружающих. Тем не менее, все эти варианты не должны выходить за рамки континуума.
Кроме того, в человеке заложено ожидание найти в окружающей социальной среде язык как средство общения, соответственно ему присуща склонность развивать вербальные способности. Социальное поведение ребенка развивается под влиянием ожидаемых примеров, подаваемых ему обществом. Врожденные тенденции также заставляют его делать то, что, как ему кажется, другие люди от него ожидают; люди же действительно дают ему понять, чего они ждут в соответствии с принятой в конкретном обществе культурой. Обучение — это процесс удовлетворения ожиданий определенной информации, постоянно усложняющейся — так же, как и структура речи.
***************************************************************************************************************************
Итак, сознание младенца в корне отличается от сознания взрослого. Ребенок не может разобраться, какие впечатления правильные, а какие — нет. Если он чувствует дискомфорт сейчас, он не может надеяться на то, что потом ему станет комфортнее. Когда мать оставляет его в одиночестве, малыш не может чувствовать, что «она скоро вернется», и все в мире становится невыносимо неправильным. Он слышит и принимает свой плач, и хотя мать, а также любой ребенок или взрослый, знает этот звук и его значение с незапамятных времен, для ребенка его собственный плач ничего не выражает. Он лишь чувствует, что этим плачем может каким-то образом исправить положение. Но и это чувство исчезает, если ребенка оставляют плакать слишком надолго, если за этим плачем не следует никакой реакции. Тогда ребенок погружается в безнадежное, безвременное отчаяние. Но вот наконец мать возвращается, и малыш снова в порядке: он не знает, что мать уходила, и не помнит своего плача. Он возвращается в свой континуум, и среда отвечает его ожиданиям. Когда его оставляют, лишают правильного опыта, он безутешен, он лишь чувствует нехватку чего-то. В такой ситуации ребенок не может расти, развиваться и удовлетворять свои потребности в опыте. Для развития необходим ожидаемый опыт, но ничто в истории развития предков человека не подготовило его к тому, что его будут оставлять одного, бодрствует он или спит, и тем более оставлять одного плакать.
На руках у матери ребенок чувствует, что все так, как должно быть. О себе он ничего не знает, кроме ощущения своей правильности, привлекательности и желанности. Без этого убеждения человек любого возраста ущербен: он не верит в свои силы, чувствует себя обделенным, ему не хватает спонтанности и грации. Все дети правильные, но сами они могут это знать только через отражение, через то, как с ними обращаются. Чувство собственной правильности — это единственное чувство человека по отношению к себе, на основе которого индивид может построить свое благополучное существование. Правильность — это основное чувство по отношению к себе, присущее представителям нашего вида. Эволюция не подготовила человека к обращению с ним, не основанному на чувстве правильности его природы. Такое обращение не только пренебрегает миллионами лет совершенствования, но и совершенно не подходит для отношений с собой и с другими. Без чувства своей правильности человек не может определить, сколько ему требуется комфорта, безопасности, помощи, общения, любви, дружбы, удовольствия, радости. Человек без этого чувства обычно считает, что «счастье там, где нас нет».
Сколько людей тратят всю жизнь в поиске доказательств своего существования! Гонщики, альпинисты, герои баталий и прочие сорвиголовы, обожающие играть со смертью, часто просто пытаются подойти как можно ближе к грани между жизнью и смертью, чтобы ощутить, что они действительно живы. Но встряски и игра с инстинктом самосохранения лишь ненадолго создают смутную иллюзию теплого ощущения самости.
Cоздавая впечатление о своем отношении ко всему окружающему миру, ребенок задает нормы, которые станут эталоном его поведения на всю жизнь, с которыми он будет сравнивать все остальное, которыми будет все измерять и уравновешивать. Его стабилизирующие механизмы будут работать на поддержание этих норм. Ребенок, обделенный чувством, необходимым для формирования основы для полной реализации его внутреннего потенциала, вероятно, никогда не узнает чувства безусловной правильности, что было присуще его виду на протяжении практически всей его истории. Неудобства и ограничения, сопутствующие нехватке правильного опыта в детстве, неизбежно останутся частью его развития. Инстинкт не рассуждает. Он под воздействием огромного опыта природных законов предполагает, что в интересах индивида будет закрепляться в жизни в соответствии с его первоначальным опытом.
Младенец, как и мудрец, живет в вечном сейчас. Если ребенка держат на руках, то он бесконечно счастлив, если нет, то он переживает состояние тоски, бесконечной пустоты и уныния.
Ожидания ребенка смешиваются с реальностью, на древние врожденные ожидания накладываются (но не изменяют и не вытесняют их) ожидания, основанные на его собственном опыте. Степень несоответствия приобретенных ожиданий врожденным определяет, насколько человек отклонится от заложенного в нем потенциала быть счастливым.
Эти два вида ожиданий совсем не схожи. Врожденные ожидания безусловны до тех пор, пока их исправно удовлетворяют, в то время как приобретенные ожидания, которые не соответствуют врожденным, имеют неприятный привкус разочарования и проявляются как сомнение, подозрение, страх того, что будущие события принесут новые беды. Самое ужасное проявление этого несоответствия — необратимое смирение с условиями жизни, не подходящими человеческой природе.
То, что подобный полезный механизм стал жестокой ловушкой, своеобразным пожизненным заключением в переносной тюрьме, настолько далеко от эволюционного процесса и настолько ново в истории жизни, что мы не находим в нашей природе почти никаких способов облегчить нашу боль. Правда, есть несколько способов. Есть неврозы и сумасшествия, защищающие обделенного человека от удара невыносимой реальности. Есть притупление чувств, устраняющее невыносимую боль. Смерть становится выходом для третьих, чаще всего для тех, кто дожил с сильной инфантильной потребностью в матери до зрелых или преклонных лет и теперь потерял человека, игравшего для него эту роль. Что бы ни случилось — партнер умер, убежал с секретаршей или что-то еще, — зависимый человек оставлен без всякой надежды найти новую опору и не способен жить с пустотой внутри и вне себя, пустотой, которую заполнял пропавший теперь человек.
Для человека с полноценным детством и, следовательно, живущего полноценной жизнью, потеря постоянного партнера в любом возрасте не является потерей «всего на свете». Его или ее самость — это не пустой сосуд, чье содержание или мотивация зависит от другого. Полностью зрелый взрослый человек будет скорбеть, возможно, на время уйдет от дел и переориентирует силы, с тем чтобы приспособиться к новым обстоятельствам.
Комментарии
гость (0):
Спасибо, Liussy и Sweet Lana.
Полезно
----------------------------------------------
Оглянитесь вокруг себя: счастье на каждом шагу, нужно только уметь к нему прикоснуться.
Liussy (0):
.-)
мы рядом
Sweet Lana (0):
:)
Хочу признаться, что есть ряд участников, чьи комментарии и беседы в темах я обожаю читать, получаю от этого огромное удовольствие, а их участие в моем блоге считаю украшением. Я не всегда и со всем согласна, но мне нравится сам ход мысли, нравится наличие анализа, серьезной внутренней работы, позитивной энергетики, которой заряжаешься и сам.
Мысли неплохие. Когда-то Пелевин очень нравился. :) Спасибо за цитату. ;)
Сейчас не очень импонирует его некоторый излишний пессимизм местами. В принципе, действительно, из ловушки цивилизации вырваться весьма сложно, но уверенна, что все-таки можно, если есть большое желание (хотя в общей массе он прав, думаю, он именно о ней). ;)
дружеский совет (может пригодится кому) ;)
Помимо отношения выше, есть и "полярная" для меня группа. Мое личное мнение - люди ведут беседы, ради беседы. Это их полное право. Я (из опыта нескольких лет) данную информацию просто не потребляю (ни в виде статей в блогах, ни в виде комментов и дискуссий). Кто-то просил их неоднократно не выступать в своих блогах, думаю, можно обойтись без этого, если хорошо развита способность не замечать ненужное. Сохраненную энергию, думаю, лучше потратить для более приятных диалогов или дел. :) ;)
:::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Человек есть то, во что он верит.
Jassy James (0):
Это интервью о книге "Ампир В" она года 2-3 назад вышла. Пелевин.
Мне кажется, мои вампиры гораздо страшнее. Ведь ужасы бывают разного рода. Есть такие, к которым нас приучили с детства, и мы их просто не замечаем. По-моему, трудно придумать что-нибудь страшнее современного города. Что такое город? Это место, где люди живут по той причине, что раньше их там много умерло. Еще это фабрика денег. Вот только на кого эта фабрика работает? Даниил Андреев согласился бы, что вряд ли на людей.
Люди даже смутно не понимают сил, которые управляют их жизнью. Они не понимают смысла своей эволюции. То, что называют "прогрессом", опустило человека гораздо ниже живущего на свободе животного. Образ жизни зверя - есть экологически чистую пищу, жить в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться и никогда ни о чем не волноваться - сегодня доступен только ушедшему на покой миллионеру. А обычный человек всю жизнь работает, высунув язык от усталости, а потом умирает от стресса, успев только кое-как расплатиться за норку в бетонном муравейнике. Единственное, что он может, - это запустить в то же колесо своих детей.
Город - это много-много таких историй, помноженных друг на друга. Когда давящая бессмысленность такой жизни перевешивает страх смерти, начинаются войны. Когда перевешивает страх смерти, наступает мир. Вот на этих качелях мы и живем, это наша повседневность. "Дракулу Брэма Стокера" мы смотрим только для того, чтобы чуть-чуть от нее отдохнуть и развеяться.
Alenka (0):
Jassy James ,спасибо! За то,что "расширил мою карту",предоставив возможность иначе,чем до сего момента,взглянуть на творчество Пелевина.Пожалуй,прочитаю книгу :)))
Спасибо!
_______________________________________________________________
Жизнь-это 10% того,что с вами случается и 90% того,как вы на это реагируете
Если ты умнее всех-кто это поймет :( :) ?
Анютины глазки (0):
Подбросила дров в печку( обычную, русскую) и улыбнулась... С чего интересно Вы взяли, что все так живут? Выбор есть у каждого. Мне вот нравиться одно, Вам видимо другое, и что? Вы делаете заявления( мне кажется мне уже пора печатать свои статьи(Ваши слова с другого блога)-ржунемогу)думая что они уникальны, ну ну... максимализм не более)))))
Я понимаю и что?
Jassy James (0):
МАКСИМАЛИЗМ в данном случае у Вас уважаемая ЛОШАДЬ...
Вы видите то, что хотите видеть, отказываясь осознавать в целом, что статья эта от лица Виктора Пелевина.
Но претензии конечно аргументированы... Я Вас понимаю... Вы решили блестнуть своим интеллектом...
Бывает...
У меня тоже...
Но таких как Вы смотрителей как оказывается тысячи, на одного видящего...
Хотя как вы себя определии, Вы ЛОШАДЬ, и в данном случае ничего не имею против Вас, ведь у ЛОШАДИ тоже есть глаза))))
Но осознать суть ей невозможно, и в данном случае я понимаю, что коментарий Пелевина четко отражает сущность Вашего бытия...
Интересное заявление, а я уже думал, что вы только ржать можете)))
Что же Вы понимаете??
P/S/ а почему Вы не прокоментировали и не привели мне аргументов в том блоге???
Sweet Lana (0):
Ещё раз обращаю внимание, что выше приведены отрывки из книги. Передать весь её смысл маленькой выдержкой сложно. Лучше прочесть. ;-) и суть её не столько в том, КАК сформировать здоровую самооценку в ребенке, а в том, что каждый из нас от рождения УЖЕ знает, как это сделать. Каждая мать подсознательно знает, что нужно её ребенку, нужно лишь научиться слушать себя, свои инстинкты. И ещё книга говорит о том, что каждый из нас знает, что ему нужно для счастья, знает КАК быть счастливым, но большинство из нас не пользуется этой информацией, не хочет доставать её из недр своих ощущений, не доверяет себе, зато верит искусственной информации, которая готова, которая лежит на поверхности, но приносит ли она желаемый результат? Тема действительно глубокая :::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::::
Человек есть то, во что он верит.
Jassy James (0):
Как одинокие мысли в моей голове...
С того момента как только ребенок начинает видеть, он начинает осознавать, что одинок...
Кто-то без сигареты жить не может, кто-то ....... ... .. .. . . .
ЗАВИСИМОСТЬ - есть нарушение психики ЧЕЛОВЕКА
О чем статья я так и не понял?? Как же вырастить ребенка счастливым???
Ничего не сказано про-то, что запрещать ничего ребенку до 5 лет нельзя...
Я бы сказал, что сознание ВЗРОСЛОГО отличается от СОЗНАНИЯ МЛАДЕНЦА!!!
Как же как же не может разобраться?? Если бы не мог разобраться, он бы не хныкал при дискомфорте, не хныкал бы когда хотел кушать...
Все предельно просто, родился ребенок, нужно заложить ему в голову правильные алгоритмы, правильные методы познания окружающей среды...
А сейчас что закладывается в голову?? Поколение которое сейчас растет на мультиках это моральные уроды...
Как бы потом родители не старались понять почему ребенок Васе заехал палкой по голове не поймут никогда...
Подумают, что Вася плохой и черт с ним...
Так вот - задача родителя - осознать, что истинно, а что прогресс... и постораться в максимально доступной форме донести это до своего ребенка, ограждать его от неудач которые постигли самого, но не таким путем, чтобы ребенок совсем не познал что это, и почему это плохо, а на своем примере, когда придет время, или при случае быстро исправить ситуацию, направить на путь истинный!!
И еще задача родителя, учиться у ребенка!!! Учиться у ребенка позновать многогранный мир!!
Учиться ЛЮБИТЬ!!!
Орех (0):
Спорное утверждение. Если нельзя запрещать, значит ли это, что все можно разрешать?
Очень верно подмечено.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://idea-media.ru
Liussy (0):
Тема глубока... И родители, особенно мама, закладывают важнейшее самоощущение человека на многие годы.
Кстати, раз уж про самооценку мы тут частенько заговариваем, вот несколько ее составляющих - для раздумий, осознания и восполнения недостающего
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Структура понятия самооценки (По Вагнеру 3 составляющих)
1. Ощущение себя любимым.
Важнейшим столпом Это выражение будет использоваться в данной работе как термин, употреблённый Д.Макдауэллом в книге “Его Образ - мой образ.”, на котором базируется самооценка, является ощущение себя любимым:
"Ощущение себя любимым или чувство принадлежности - это ощущение безопасности, которое бывает у человека, когда его или ее принимают другие, ощущение того, что я являюсь частью родства, что меня любит, по крайней мере, еще один человек. Это осознание того, что кто-то действительно заботится обо мне. Принадлежность - это то, что я чувствую, когда знаю, что меня любят безоговорочно, таким, какой я есть.."
Чем меньше в этой любви условий, тем более целительной для души она является. Это состояние безопасности, когда человек чувствует, что ему не нужно кем-то становиться, чтобы его полюбили. Это также называется чувством принадлежности, когда человек чувствует, что он кому-то принадлежит: человеку, семье, обществу, церкви. Многократные психологические исследования показали, что это важнейший фактор в развитии здоровой личности. Джеймс Д. Меллори и Стенли Болдуин называют любовь “самой мощной целительной силой, которая может существовать в жизни человека” Интересно отметить, что библейские авторы тоже подчёркивают эту мысль. Например, для апостола Павла любовь - это “совокупность совершенства” (Кол.3:14).
Любовь особенно необходима в детстве и в подростковом периоде, когда формируется личность и складывается внутренний образ. Ее отсутствие приносит целый комплекс эмоциональных проблем, которые будут беспокоить человека на протяжении большей части жизни. Важно также отметить, что ощущение себя любимым непосредственно зависит от окружающих людей.
2. Чувство собственного достоинства.
"Чувство собственного достоинства - это ощущение того, что ты являешься целостным в душе, это возможность чувствовать себя хорошо, чувствовать, что ты сам себе нравишься; ты уважаешь себя; ты не стыдишься того, как обращаешься сам с собой. Это ощущение того, что с тобой все хорошо, что ты чистый, правильный, настоящий. Это ощущение того, что ты достаточно хорош или стоишь того, чтобы люди приняли тебя, что ты стоишь того, чтобы люди любили тебя Джош Макдауэлл.".
Нельзя не заметить, что чувство собственного достоинства тесно связано с предыдущим основанием самооценки - ощущением себя любимым. Когда человек ощущает, что другие любят и принимают его, это непосредственно влияет и на его чувство самоценности, ибо если человек приемлем для других, то, скорее всего, он будет приемлем и для себя самого.
3. Чувство компетентности.
“Компетентность - психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.”
"Чувство компетентности - чувство: "Я могу делать это!" Таково уверенное отношение людей, обладающих здоровым представлением о себе, когда они начинают какое-то новое дело. Этот оптимистический взгляд на вещи вселяет в них надежду и отвагу. С ним тесно связан и успех в решении проблем в прошлом. Люди со здоровым чувством компетентности встречают каждый новый день не со страхом, а с радостью и энтузиазмом, думая обо всех тех возможностях, которые открываются перед ними "
А. Бандура назвал это “самоэффективностью” и определил как “чувство собственной компетентности и эффективности”. Он отличал самоэффективность от самоутверждения и чувства собственного достоинства. Согласно Гордону Олпорту, который раскладывает развитие индивида на определенные стадии - стадии развития проприума, формирование чувства компетентности (Олпорт называет “чувство самоуважения”) относится примерно к третьему году жизни ребенка, как мы уже отмечали ранее. Позже, в возрасте четырех - пяти лет, чувство компетентности обретает оттенок соревновательности, когда важную роль играет ощущение себя победителем. Эриксон формирование компетентности связывает с латентной стадией “Стадия, на протяжении которой энергия либидо дремлет и внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в общении со сверстниками того же пола.” развития ребенка (по теории психосоциального развития, разработанной З.Фрейдом), которая проходит с 6 до 12 лет..
Компетентность относится к сфере знаний, навыков и умений. С самого детства ребенок учится принимать решения, пробует себя в различных видах деятельности, таких как приобретение знаний, спорт, различные виды работы. Развитие идет также в социальном плане, когда ребенок приобретает определенный инструментарий навыков общения с людьми, таких как умение, завязывать и поддерживать отношения, разрешать конфликты, корректно выражать свои чувства и т.д. Не последнюю роль в этом играет внутренний образ ребенка, а также ощущение себя любимым. Когда дети подрастают и им разрешают оторваться от мамы и папы, чтобы исследовать мир, в них начинает выстраиваться здоровое чувство компетентности. По мере того, как их поощряют к выполнению новых задач и преодолению трудностей, растет и их чувство уверенности в своих способностях. В зависимости от того, как с все большим успехом они выполняют эти новые задачи и учатся снова и снова подниматься после неудач, они учатся говорить: “Я смогу сделать это”.
Нетрудно заметить, какую роль в формировании чувства компетентности играют родители, учителя, друзья. Все три столпа самооценки зиждутся на влиянии окружающих и мнении окружающих: что окружающие думают обо мне как о личности (т.е. чувство собственного достоинства), считают ли меня достойным любви (т.е. ощущение себя любимым), уважают ли меня (чувство компетентности). Таким образом, окружающие влияют на формирование самооценки человека: во первых, как мощный фактор влияния на все 3 столпа, на которых зиждется самооценка; во вторых, в качестве референтной группы, сравнивая себя с которой и черпая ценности из которой, человек остается довольным или недовольным лично собой.
Важность влияния других на формирование самооценки становится еще более значительной, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как “стремление познать себя с помощью партнера”.
В. Самооценка и уровень притязаний.
Говоря о самооценке, нельзя не сказать об уровне притязаний человека Уровень притязаний - степень трудности целей, которые ставит перед собой человек.
Взаимосвязь между самооценкой и уровнем притязаний определил еще У.Джеймс своей формулой, которая стала классической:
самоуважение = Успех/ Уровень притязаний
Нетрудно увидеть зависимость самооценки от уровня притязаний. Чем выше притязания, тем меньше шансов на успех, что соответственно влияет на самоуважение.
"Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования непрестанны, а борьбе не предвидится исхода. Самый яркий из возможных примеров этого дает история евангельской теологии, где мы находим убеждение в греховности, отчаяние в собственных силах и потерю надежды спастись одними добрыми делами. Но подобные, же примеры можно встретить и в жизни на каждом шагу. Человек, понявший, что его ничтожество в какой-то области не составляет для других никаких сомнений, чувствует странное сердечное облегчение... Прировняй свои притязания к нулю, - говорит Карлейль, - и целый мир будет у ног твоих. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается только с момента отречения У.Джеймс. С.92.."
При завышенном уровне притязаний страдает самооценка. Например, выпускника духовной академии ожидающего, что после возвращения в родную конференцию его поставят служителем многочисленной церкви в столичном городе - скорее всего, ожидает разочарование и чувствительный удар по самооценке.
http://revolution.allbest.ru/psychology/00031236_0.html
Alenka (0):
Спасибо, Liussy! Основной темой не прониклась-наверное,как-то это далеко от меня. А вот твой комментарий-супер. В Закладки.
_______________________________________________________________
Жизнь-это 10% того,что с вами случается и 90% того,как вы на это реагируете
Если ты умнее всех-кто это поймет :( :) ?