Берег Верхней Гвинеи богат
Мёдом, золотом, костью слоновой,
За оградою каменных гряд
Все пришельцу нежданно и ново.
По болотам блуждают огни,
Черепаха грузнее утеса,
Клювоносы таятся в тени
Своего исполинского носа.
И когда в океан ввечеру
Погрузится небесное око,
Рыболовов из племени Кру
Паруса забредают далёко.
И про каждого слава идет,
Что отважнее нет пред бедою,
Что одною рукой он спасёт
И ограбит другою рукою.
В восемнадцатом веке сюда
Лишь за деревом черным, рабами
Из Америки плыли суда
Под распущенными парусами.
И сюда же на каменный скат
Пароходов толпа быстроходных
В девятнадцатом веке назад
Принесла не рабов, а свободных.
Видно, поняли нрав их земли
Вашингтонские старые девы,
Что такие плоды принесли
Благонравных брошюрок посевы.
Адвокаты, доценты наук,
Пролетарии, пасторы, воры, —
Всё, что нужно в республике, — вдруг
Буйно хлынуло в тихие горы.
Расселились… Тропический лес,
Утонувший в таинственном мраке.
В сонм своих бесконечных чудес
Принял дамские шляпы и фраки.
— «Господин президент, ваш слуга!» —
Вы с поклоном промолвите быстро,
Но взгляните: черней сапога
Господин президент и министры.
— «Вы сегодня бледней, чем всегда!»
Позабывшись, вы скажете даме,
И что дама ответит тогда,
Догадайтесь, пожалуйста, сами.
То повиснув на тонкой лозе,
То запрятавшись в листьях узорных,
В темной чаще живут шимпанзе
По соседству от города чёрных.
По утрам, услыхав с высоты
Протестантское пение в храме,
Как в большой барабан, в животы
Ударяют они кулаками.
А когда загорятся огни,
Внемля фразам вечерних приветствий,
Тоже парами бродят они,
Вместо тросточек выломав ветви.
Европеец один уверял,
Президентом за что-то обижен,
Что большой шимпанзе потерял
Путь назад средь окраинных хижин.
Он не струсил и, пёстрым платком
Скрыв стыдливо живот волосатый,
В президентский отправился дом,
Президент отлучился куда-то.
Там размахивал палкой своей,
Бил посуду, шатался, как пьяный,
И, неузнана целых пять дней,
Управляла страной обезьяна.
Комментарии
специалист Макс Шишкин (0):
Вы бы указали авторство ;)
Страна ведь должна знать своих героев. А то нередко стихи расходятся по сети, а кто автор - поди пойми потом.
DiM (0):
Надеюсь poetessa не обидится, если приведу некоторые подробности связанные с Либерией. Может кому-то будет интересно.
Полное понимание этого произведения сложно без учёта некоторых подробностей биографии поэта и времени написания.
Николай Степанович Гумилёв
Николай Гумилёв — не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки.
Совершил две экспедиции по восточной и северо-восточной Африке. Участвовал в Первой мировой войне. В 1918 вернулся в Советскую Россию.
Живя в Советской России, Николай Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов — он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала — «каковы ваши политические убеждения?» ответил — «я убеждённый монархист».
3 августа 1921 года Николай был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян.
...Республика Либерия
История Либерии как политической единицы начинается с прибытия первых чёрных американских поселенцев — америко-либерийцев, как они себя называли, в Африку — на побережье которой они в 1822 году основали колонию «свободных цветных людей» (free men of color) под покровительством Американского колонизационного общества.
26 июля 1847 года американские поселенцы провозгласили независимость Республики Либерия.
Поселенцы воспринимали континент, с которого их предков забрали в рабство, как «землю обетованную», однако не стремились приобщаться к африканскому сообществу.
Религия, обычаи и социокультурные стандарты америко-либерийцев базировались на традициях довоенного американского Юга. Взаимное недоверие и вражда между «американцами» с побережья и «коренными» из глубинки порождали продолжавшиеся на протяжении всей истории страны попытки (довольно успешные) америко-либерийского меньшинства доминировать над местными неграми, которых они считали варварами и людьми низшего сорта.
Сейчас страна является одним из самых бедных государств мира. ВВП на душу населения в 2008 году — 500 долларов (226-е место в мире, этот показетель ниже только в Бурунди, Демократической республике Конго и Зимбабве). Около 80 % населения — ниже уровня бедности.
...
[сборник Гумилева "Шатер"]...Сборник включает 12 стихотворений. На поверхностный взгляд, сборник -- этнографический, некоторые комментаторы его так и воспринимают. Но истолкование "Либерии" ни в коем случае не может ограничиваться одной этнографией, тем более -- одной африканской этнографией. Прочитанное целиком в рамках этнографии африканских племен, стихотворение становится чудовищно расистским, идет, так сказать, поперек всего африканского цикла Гумилева. Тем более -- в варианте, напечатанном в Севастополе (в ревельском издании добавлены нынешние строфы III-IV об отважном племени кру, несколько сглаживающие "расистское" звучание стихотворения). Очень важно время написания этого стихотворения. На обложке севастопольского сборника значится "стихи 1918 года". К восприятию остальных одиннадцати стихотворений это указание ничего не добавляет, но для "Либерии" -- в пару с "Франции" -- это впечатление Гумилева, вернувшегося на родину в мае 1918 года. В таком случае "посевы благонравных брошюрок вашингтонских старых дев" относятся равно и к Либерии и к России -- Россия как бы повторяет либерийский опыт -- искусственного, придуманного государственного образования. Но расистская байка об обезьяне, управляющей государством, -- именно благодаря указанию на 1918 год, -- начисто отрывается от африканской почвы (тем более -- при наличии строф о славном племени кру) и целиком обрушивается на советскую Россию. Эти обезьяны -- те самые, кто "пропивал ружья и кресты"...
Подробнее:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%91%D0%B2,...
http://zhurnal.lib.ru/b/borowko_n_n/besedapodbombami.shtml
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F
Перламуть (0):
- Так что говорит наш папенька?
- ..............................................
- Папенька согласен.
(с) к/ф "Формула любви"
:))
sama po sebe (0):
Все тот же Николай Гумилев
Перламуть (0):
методично..
:))